Аватары и анимация на GIFr.ru
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Утверждено

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 

от « 28 » ноября 2008 г. № 362

 

 

  ПОЛОЖЕНИЕ

о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования

 

                                                                                                                                              I.    Общие положения

1.Настоящее Положение определяет формы, участников, сроки и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - выпускники), в том числе проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, а также оценки результатов государственной (итоговой) аттестации.

2.Настоящее Положение распространяется на имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчинённости (далее – образовательные учреждения).

3.  Государственная (итоговая) аттестация выпускников представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками  основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – государственная (итоговая) аттестация).

4.  Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике.

          Экзамены по другим общеобразовательным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознании, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов.

5.  Государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 настоящего Положения (за исключением иностранных языков), проводится на русском языке.

  II. Формы проведения государственной (итоговой) аттестации

6.      Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена.

7.      Государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ проводится для выпускников образовательных учреждений, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, а также для лиц, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в форме экстерната, семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к государственной (итоговой) аттестации.

8. Государственная (итоговая) аттестация в форме государственного выпускного экзамена проводится для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

          Для указанных категорий выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.

Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.

9.  ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов; государственный выпускной экзамен проводится письменно и (или) устно с использованием экзаменационных материалов различных видов (текстов, тем, заданий  и др.), разрабатываемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

10.     Обеспечение субъектов Российской Федерации контрольными измерительными материалами для проведения ЕГЭ по всем включенным в государственную (итоговую) аттестацию общеобразовательным предметам, а также текстами (темами, заданиями и др.) по русскому языку и математике, сборниками текстов и заданий для экзаменов по другим общеобразовательным предметам для проведения государственного выпускного экзамена организует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

11.     Государственная (итоговая) аттестация организуется и  проводится:

          в форме ЕГЭ -  Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;

          в форме государственного выпускного экзамена - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и их учредителями.

          К проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы привлекаются представители учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

12.     Для организации и проведения государственной (итоговой) аттестации ежегодно создаются экзаменационные, предметные и конфликтные комиссии.

          Экзаменационные и (или) предметные комиссии осуществляют организацию, проведение и утверждение результатов государственной (итоговой) аттестации, подготовку экзаменационных материалов, прием устных экзаменов и (или) проверку письменных экзаменационных работ выпускников.

          Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ выпускников и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении государственной (итоговой) аттестации.

13.  Порядок проведения ЕГЭ и порядок проведения государственного выпускного экзамена для различных категорий выпускников, в том числе порядок работы и функции экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий в зависимости от формы проведения государственной (итоговой) аттестации, определяются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России).           

 

III. Участники государственной (итоговой) аттестации

14.  К государственной (итоговой) аттестации допускаются выпускники образовательных учреждений, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за X, XI (XII) классы не ниже удовлетворительных.

15. Решение о допуске к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом образовательного учреждения и оформляется приказом не позднее 25 мая текущего года.

16. Выпускники образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, а также лица, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего    образования в форме семейного образования или самообразования либо в иностранных образовательных учреждениях, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию в формах, установленных настоящим Положением.

Заявление на участие в государственной (итоговой) аттестации подается в аккредитованное образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы, не позднее, чем за три месяца до начала ее проведения.

Решение о допуске вышеуказанных лиц к государственной (итоговой) аттестации принимается при условии получения  ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, проводимой образовательным учреждением, в которое они подали заявление, по всем общеобразовательным предметам инвариантной части учебного плана образовательного учреждения. 

 

IV. Сроки и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации

17.     Государственная (итоговая) аттестация начинается не ранее 25 мая текущего года.

18.     Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ, а также государственного выпускного экзамена по русскому языку  и математике ежегодно определяются Рособрнадзором. Сроки и расписание проведения государственного выпускного экзамена по общеобразовательным предметам по выбору выпускника определяются государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

19.     Для выпускников, пропустивших государственную (итоговую) аттестацию по уважительным причинам, предусматриваются дополнительные сроки проведения государственной (итоговой) аттестации в формах, установленных настоящим Положением (далее – дополнительные сроки).

Дополнительные сроки проведения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливаются Рособрнадзором, а в форме государственного выпускного экзамена – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

20.     Государственная (итоговая) аттестация выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, призываемых на военную службу, выпускников, выезжающих на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, на постоянное место жительства или для продолжения обучения в иностранное государство или направляемых по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации, а также выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями, может проводиться досрочно, но не ранее 20 апреля текущего года, в формах, установленных настоящим Положением.

21.     Государственный выпускной экзамен для выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее, чем за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, также может проводиться досрочно в сроки, определяемые органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по согласованию с учредителем и Рособрнадзором, но не ранее 20 февраля текущего года.

22.     Расписание экзаменов государственной (итоговой) аттестации должно быть составлено таким образом, чтобы интервал между ними для каждого выпускника составлял, как правило, не менее двух дней (за исключением экзаменов, проводимых в дополнительные сроки).

23.     При проведении государственной (итоговой) аттестации должна быть предусмотрена возможность подачи выпускником апелляции в конфликтную комиссию, создаваемую в установленном порядке, и ознакомления выпускника при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой.

Выпускник вправе подать апелляцию как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами.

При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету, либо ранее проверявшими экзаменационную работу выпускника, подавшего апелляцию.

  V. Оценка результатов государственной (итоговой) аттестации

  24.     При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки, а в форме государственного выпускного экзамена - пятибалльная система оценки.

25.     Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету, указанному в пункте 4 настоящего Положения, минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – минимальное количество баллов).

26.     Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник по обязательным общеобразовательным предметам (русский язык и математика) при сдаче ЕГЭ набрал количество баллов не ниже минимального, а при сдаче государственного выпускного экзамена получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла).

В случае если выпускник получил на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат по одному из обязательных общеобразовательных предметов (русский язык или математика), он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем году в формах, установленных настоящим Положением, в дополнительные сроки.

26.     Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике являются основанием выдачи выпускникам документа государственного образца об уровне образования – аттестата о среднем (полном) общем образовании (далее – аттестат), форма и порядок выдачи которого утверждаются Минобрнауки России.

27.     В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, выставляются итоговые отметки:

           по каждому общеобразовательному предмету инвариантной части базисного учебного плана;

           по каждому общеобразовательному предмету вариативной части учебного плана образовательного учреждения, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года.

Итоговые отметки, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.  

Лицам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, получившим удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой образовательным учреждением, по всем общеобразовательным предметам инвариантной части учебного плана образовательного учреждения. 

28.     Выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и (или) похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в порядке, определяемом Минобрнауки России.

29.     Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, выдается также свидетельство о результатах ЕГЭ (далее – свидетельство), форма и порядок выдачи которого устанавливаются Минобрнауки России. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

30.     Выпускникам, являющимся в текущем году победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, в аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка «отлично».

31.     Выпускникам, не завершившим среднего (полного) общего образования, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки, выдается справка об обучении в образовательном учреждении, форма которой утверждается Минобрнауки России.

Указанным выпускникам предоставляется право пройти государственную (итоговую) аттестацию по соответствующим общеобразовательным предметам не ранее чем через год в сроки и в формах, установленных настоящим Положением.

 

Всю необходимую информацию можно получить на сайте Департамента образования города: http://www.educom.ru , информационном портале Департамента образования города http://www.mosedu.ru, сайте Института открытого образования: http://www.mioo.ru ,а также на Интернет - портале информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru, сайте Федерального института педагогических измерений: http://www.fipi.ru.

Зверь ЕГЭ.ч.1 (Образовательная)

Всё-таки, я не утерпела, и приступаю к рассказу об этой странной «зверюге». Не могу сказать иначе, потому как обидно, что от действия этого создания страдают тысячи ребят. И, в конечном итоге, пострадаем все мы, общество…Начну я с того факта, что реформа общеобразовательной системы нам была, конечно же, нужна. И, как ни странно, нужна она оказалась и европейским странам. Да и США тоже. Причём, практически, одновременно с нами. И всё потому, что сложившиеся в них системы не вполне соответствовали требованиям мировой экономики. Ну, совсем как у нас! ;) Однако, при схожести целей, стартовый капитал у нас был разный. Да и цели, на самом деле, не совсем похожи. И не подумайте, что в нашей стране «капитал» был меньше. Ничего подобного. Под этим словом я подразумеваю не деньги, а имевшиеся в странах системы образования. И ещё замечу, что среднее и высшее образование и европейцы, и мы пытаемся реформировать. А американцы-нет. Потому как граждане там абсолютно убеждены, будто их система лучшая в мире. И ошибаются….А европейцы ошибаются, пытаясь приблизить, в частности, своё высшее образование к американскому…И «нью-реформаторы» образования у нас втягивают нас в ту же воронку ошибок. В следующих постах я проясню все эти свои эмоциональные заявления. Ведь среди тех, кто считает также, совсем не последние люди в науке у нас и за рубежом. Начну же с описания стартового капитала у них. На самом деле, ни американской, ни европейской систем не существует в реальности. Просто потому, что в США нет единой государственной системы образования, вроде созданной в СССР (каждый штат сам разрабатывает стандарты, учебные планы и программы). Так что, чтобы ребёнок учился тому, что родителями считается нужным, приходится переезжать из штата в штат!:think: А в Европе каждая страна имеет свою национальную систему и они все разные.:-)) И, увидев это, наши "нью-реформаторы" решили слепить нечто взяв, как им мнилось, лучшее из всех систем и перенеся их на нашу почву. По моему, это всё действия а-ля доктор Франкенштейн и с тем же результатом. Из чего же пытались слепить нашу новую школу.
:ok:

Система образования США:
• дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет;
• начальная школа (1–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–13 лет;
• средняя школа (9–12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14–17 лет;
• учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.
Начальная школа — это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по тpадиционному пpедметному учебному плану, в котоpый включаются: чтение, литеpатуpа, письмо, оpфогpафия, pодной язык (устная pечь), музыка, изобpазительное искусство, аpифметика, истоpия, геогpафия, естествознание, гигиена, физическое воспитание и pучной тpуд. Родной язык и чтение занимают почти половину учебного вpемени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобpазительное искуство и pучной тpуд. Пpимеpно шестую часть вpемени занимают физкультуpа и гигиена.
Сpедние школы бывают pазных типов: академические, пpофессиональные и многопpофильные.
Академический пpофиль дает обpазование, достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвеpгаются тестиpованию на опpеделение коэффициента умственной одаpенности (и это-демократия?)(:-o Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообpазно учиться на академическом отделении, и им лучше выбpать какой-нибудь пpактический куpс. Пpофессиональные пpофили готовят ученика к непосpедственной пpактической деятельности. Так, на индустpиальном пpофиле половина учебного вpемени отводится на pаботу в школьных мастеpских или же в гаpаже. Объем общего обpазования на этих пpофилях значительно сокpащен. Отделение общей (многопрофильной) подготовки, напpотив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. При этом следует помнить, что в США имеется тpи тысячи пpивилегиpованных частных школ, котоpые содеpжатся за счет взносов от частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000 долларов в год) деньги за обучение в течение 8–10 лет могут позволить себе только состоятельные люди. И во многих «обычных» школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, равно времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка. Что касается высшего образования, то это вообще одна из самых дорогих вещей в стране. Величина усредненных годовых расходов на одного студента составляет от 7000 долларов в государственных до 15 000 долларов в частных вузах. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут пойти работать. Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности и отсутствуют единые требования к абитуриентам. Единственное достижение тех, кто пытался как-то унифицировать в стране сей процесс, это наличие формы специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test). Да ещё средний балл оценок по основным предметам (нечто вроде среднего балла аттестата школы). При этом вузы всё-таки смотрят на изученные предметы, из которых сложился этот балл. Тест сдают, как правило, в 11-м или в самом начале 12-го, выпускного, класса школы. И уже по окончании первого полугодия 12-го класса — т. е. даже не дожидаясь окончания школы — выпускник рассылает заявки в интересующие его высшие учебные заведения. В первые два года обучения студент, как правило, проходит обязательные общеобразовательные курсы и выбирает себе «основную» специализацию на третий год в процессе общего четырехгодичного курса обучения.
:ok:

Система образования в Германии.
Все средние общеобразовательные программы утверждаются на государственном уровне и едины для государственных и частных школ страны. Начальная школа (Grundschule) является первой ступенью школьного обучения, которая начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знаниия по матеметике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательнного курса.
После окончаниия начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в разнообразного вида средних школах.
Гимназия (Gymnasium) – это наиболее престижный тип средней школы. Её диплом позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет (с 5 по 13 класс).
Реальная школа (Realschule) также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем - в университет.
Основная школа (Hauptschule) предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете. Профессиональная школа (Professionalschule) также ориентирована преимущественно на учащихся, стремящихся овладеть той или иной рабочей профессией и не планирующих получать высшее образование.
Общая школа (Gesamtschule) совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет. По окончании среднего учебного заведения получают следующие дипломы:
Hauptschulabschluss - после окончания 10 классов основной школы, достаточен для поступления в профучилище.
Fachoberschulreife - после окончания 10 классов реальной школы, достаточен для поступления в техникум или спецпрофучилище.
Fachhochschulreife - после окончания 12 классов гимназии или объединенной школы и после окончания техникума или спецпрофучилища, достаточен для поступления в технический институт.
Hochschulreife - после окончания 13 классов гимназии или объединенной школы, достаточен для поступления в университет.

Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии. Обучение высшей ступени в германии бесплатное. Однако, требуется что-то есть, платить за жильё, оплачивать учебные пособия и материалы для практик и т.д. Это, примерно, 400-600 евро в месяц. Так что, почти все студенты подрабатывают во время учёбы, которая длится примерно 4-5-7 лет в зависимости от специальности. Но может длиться и дольше, так как план учёбы для себя студент верстает сам, и не всегда успешно его выполняет. Никакой обязаловки и какого-то единого учебного плана для всех в Германии нет в принципе. Свобода…
:ok:

Система образования во Франции.
В основе французской системы образования лежат принципы, имеющие столетнюю историю, которые были заложены в 1880—90-х годах. Образование бесплатное, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей 6— 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучаются около 20 % всех учащихся страны. Все школьные программы для частных и государственных школ, конкурсы и экзамены утверждаются государством. Именно только государство вправе выдавать дипломы до уровня бакалавра (baccalaureat). Организуется образовательный цикл так:
- дошкольное образование ( до 6 лет);
- начальное образование (6— 11 лет);
- среднее образование (11—18 лет);
-экзамен на степень бакалавра;
- высшее образование.
Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Детские сады почитаются великим французским достижением.
В средней школе, в отличие от нашей, классы считаются не по возрастанию, а по убыванию. После окончания цикла начальной школы учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании ( certificat d'etudes primaire, CEP).
Все дети поступают в коллеж и проходят одинаковую программу обучения. Но в конце 3-го класса (15 лет) ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа.
Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом школы после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. Далее образование продолжается по двум циклам.
 ***"короткий" цикл
Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.
• CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией
• BEP (сертификат общего профессионального образования) , который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.
В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.
LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.
Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак").

*** "длинный" цикл
Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра (baccalaruat )
"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию. Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра.

Французское высшее образование может быть и в государственном, и в частном заведении. Также как и в Германии, в государственном вузе расходы предстоят «накладные», так как обучение бюджетное. После 2 лет студент получает DEUG (диплом об общем университетском образовании). Так как этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда, то студент учится дальше для получения лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence). Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года. Но и это ещё не всё. Далее возможны DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику. Или DEA (диплом углубленного изучения), что представляет собой обучение исследовательской работе. После получения DEA, в течение одного-двух лет, можно подготовить научную работу (these).
):-D